Логин
 
 
 
 

Статьи и обзоры

Follow idexpert_ru on Twitter

CNews Forum: Информационные технологии завтра 7 ноября 2024 года
Шестая международная промышленная выставка и бизнес-форум «EXPO EURASIA VIETNAM 2025»
Конгресс цифровизации нефтегазовой отрасли NEFT 4.0

 
 

Штрих код (штрихкод)



В основе технологии штрихового кодирования лежит способ кодирования информации графическим способом – штриховым кодом. Впервые штриховой код был придуман, как последовательность черных и белых полос (штрихов) и до сих пор линейные коды являются самыми распространенными. Вот одно из определений штрихового кода:

Штриховой код (штрихкод, штрих код) – это последовательность черных и белых полос, представляющих некоторую информацию в удобном для считывания технических средств виде.

Штрих-код – наверное, самая старейшая из всех технологий автоматической идентификации.

Виды и стандарты штриховых кодов

Линейными (обычными) штрих-кодами называются символики, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенные линейные коды: EAN (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 — используются 13 цифр), UPC (UPC-A, UPC-E), Code39, Code128 (UCC/EAN-128), Codabar, «Interleaved 2 of 5». Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр).

Все это - штриховые коды системы GS1, которые лежат в основе всемирной многоотраслевой коммуникационной системы, создание которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями GS1 и AIM Global.

Штриховой код символики EAN/UPC, представленный семейством символов EAN-8, EAN-13, UPC-A, UPC-E, и Interleaved 2 of 5 предназначен для кодирования цифровой информации. Символики штрихового кода Code 128 (Код 128) и Code 39 (Код 39) позволяют кодировать не только цифровую информацию, но и данные, содержащие латинские буквы и специальные графические знаки. Названные стандарты линейных кодов на сегодняшний день являются самыми распространенными в рамках международной системы GS1.

Двумерные штриховые коды - символики, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).

В отличие от традиционных линейных символик штрихового кода, которые позволяют представлять в символе штрихового кода короткую последовательность данных, являющуюся, как правило, ключом к записи во внешней базе данных, многострочные символики позволяют кодировать информацию в полном объеме. Кроме того, многострочные символики включают в себя специальные механизмы по сжатию данных (защите их от повреждения, связыванию информации), представленных в нескольких символах, в один большой файл; представлению различных наборов знаков в одном сообщении.

Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые(stacked) и матричные(matrix). Многоуровневые штрихкоды появились исторически ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.

В настоящее время разработано множество двумерных штрих-кодов, применяемых с той или иной широтой распространения. Вот некоторые из них: Aztec Code; Data Matrix; MaxiCode; PDF417; QR код; Microsoft Tag.


Регулирование и стандартизация

Присвоением штрихкодов занимается международная некоммерческая и неправительственная организация — Ассоциация EAN, созданная в 1977 году.

Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН / GS1 Russia как член GS1 является единственной организацией товарной нумерации — представителем GS1 на территории Российской Федерации. GS1 предоставила ЮНИСКАН / GS1 Russia право использования товарного знака «GS1» в Российской Федерации.


Практическое применение

Торговля

Исторически сложилось так, что в торговле наиболее часто используется код EAN/UPC. Первоначально была разработана американская система UPC, содержащая в себе для кодировки товара 12 цифр, и она обрела такую популярность, что на неё обратили внимание и Европейские страны. К сожалению весь диапазон цифр был занят для кодирования товаров США и Канады, а товары и фирмы монопольно регистрировались в США. Перед разработчиками европейской кодировки EAN-13 встала серьёзная задача расширить диапазон кодов и сделать независимую от США систему регистрации, обеспечив максимальную совместимость с кодировкой UPC, в результате решения которой был найден способ кодирования 13-ой цифры, первой по счёту (она обычно указывается арабской цифрой слева от штрихкода) с помощью 12 цифровых шаблонов, так же как и в UPC. При этом в кодировке EAN-13 удалось сохранить совместимость, а UPC стал подмножеством кодировки EAN-13 с первой цифрой 0.

Таким образом, кодировка EAN-13 смогла стать независимой от единого регистратора, для европейского товара не потребовалось вводить дополнительных полей со штрихкодом или второго поля с другим штрихкодом, штриховка американского товара не требовала никаких изменений.

Логистика

Технология автоматической идентификации активно используется в системах управления цепочками поставок, складской (маркировка единиц и мест хранения) и производственной логистике (маркировка частей сборки), для маркировки почтовых отправлений.


См. также:

Принтеры штрих кода

Сканеры штрихового кода

Терминалы сбора данных

Микро-киоски



Назад в раздел

 

Проекты и решения

EXPO CIFRA 2025

События

Опрос





Комментарии